19:19 

о Кире Муратовой Дмитрий Быков

Zhoza
в о м н е.
КИРА МУРАТОВА

Муратова не мрачна — она ядовита. Муратова не любит давать интервью. "Своему" зрителю ее кино понятно без комментариев, а чужому бесполезно в тысячный раз втолковывать, что она вовсе не мрачный мизантроп, а веселый, здоровый и несколько даже сентимента льный человек.

— Похоже, вы вообще не любите говорить с людьми. Такое ощущение, что вам надоели слова, иначе с чего бы в ваших фильмах диалоги повторялись до полного обессмысливания?


— Нет, это не потому, что мне надоели слова. Это просто потому, что я люблю оперу. В опере ведь как? Он поет: "Как я люблю вас! Как я люблю вас! Как сильно я люблю вас!" А она в ответ: "Светит луна! Светит луна!" Хор: "Смотрите, как он и друг друга любят! Смотрите, как светит луна! А также птички! А также птички!"

Моя профессия — это ежедневное удесятеренное общение. На площадке приходится столько разговаривать, что вне ее я хочу молчать. Зачем все время выбалтывать себя?

(Во время триумфального шествия "Долгих проводов" по Европе в 1987 году Муратова перепоручила все свои интервью сценаристу картины, и Наталья Рязанцева честно отвечала за нее).

— Честно говоря, у меня было намерение сделать с вами интервью именно из таких многократно повторяемых вопросов, только с разной интонацией. Интересно, как бы вы себя повели?

— Ну зачем же вы сказали?! Это была бы ваша режиссерская находка, надо было попробовать.

— А собственное поведение вы режиссируете, выстраиваете заранее?

— Вы хотите, чтобы я очень уж себя отслеживала в каждый момент жизни. А я так не могу, мне так неинтересно. Я редко удерживаюсь в заранее придуманном образе.

— Вам не хотелось что-то из своих фильмов пересмотреть?

— В смысле переделать? Никогда в жизни. Вообще, я люблю свои фильмы. Я среди них чувствую себя защищенно, как мать среди собственных детей.

— Вы по гороскопу Скорпион. Это как-то на вас сказывается?

— Скорпион, насколько я помню, ядовит и сам себя кусает. Самоедства во мне нет — есть ядовитость.

Я до сих пор не могу просто так, как зритель, смотреть фильмы Герасимова — я словно слышу голос обожаемого человека, разговариваю с ним... Даже когда меня убеждают, что к кому-то он был несправедлив, я не верю. Это как в семье: вам говорят , что ваш отец кого-то обидел, а вы говорите: "Нет, папочка добрый, папочка самый лучший..." Герасимов нам всем помогал как мог.
Свой последний фильм Муратова посвятила памяти любимого педагога — из любви и благодарности, и еще потому, что в "Трех историях" особенно чувствуется ироническая, трезвая школа позднего Герасимова.

"ОДЕССА ОСЫПАЕТСЯ И СПОЛЗАЕТ В МОРЕ"

Незадолго до окончания ВГИКа она вышла замуж за харьковчанина Александра Муратова и получила семейную комнату на пятом этаже общежития. Однокурсники любили туда забегать и чаще всего оказывались в роли буфера между страстно ссорившимися супругами. Все ссоры происходили исключительно на творческой почве. Вообще в быту Муратова — человек настолько же уживчивый, насколько бескомпромиссный и зачастую невыносимый в работе.

— Жить рядом с Кирой — одно удовольствие, но работать... — сетовал один из ее сценаристов.

Вскоре у Муратовой родилась дочь Марианна, а в 1966 году они с мужем уехали работать на Одесскую киностудию.

Почему вы до сих пор не уезжаете из Одессы? Мировая слава, все такое...

— Насчет мировой славы я сразу же хочу сказать, что в любой стране мира найдется, наверное, несколько человек, которые любят мое кино и понимают его. Им это очень нравится, а остальные плачут там, где я смеюсь, и непонятно отчего злятся.

После показа "Увлечений" в Берлине ко мне подошла одна пожилая русская пара и стала кричать: "Вы ненавидите людей!" Они так возбудились, что, наверное, убили бы меня, если бы Армен Медведев (председатель Госкино. — Д.Б.) не заслонил меня плечом. Он мен я аккуратно так оттеснял, а я все не уходила и пыталась выспросить, что именно в моем фильме вызвало у них такие сильные эмоции.

А насчет Одессы... Я люблю этот город, эту студию, я там себя хорошо чувствую; там есть возможность снимать, а на новом месте еще неизвестно, будет или нет... Кроме того, Одесса же осыпается, она медленно сползает в море, и говорят, что лет через пять— десять ее просто не будет. Как Венеции. Это же очень интересно — жить в таком городе.

У вас много друзей в Одессе? Вы ходите в гости?

— Нет, я не могу сказать, что у меня много друзей, а в гости я ходить не люблю, это утомительно.

ЖЕРТВА ИСКРЕННОСТИ

Первый ее безусловный успех — фильм "Короткие встречи" (1967 г.).

— Когда я приехала в Одессу, то увидела город, живущий без воды. Ее все время запасают, она стоит в ведрах, в тазах, ее отключают постоянно... И мне захотелось сделать историю про молодую решительную женщину, которая заведует в городе всей водо й, причем воды никогда нет. И у нее определенным образом все не ладится в жизни: приезжает и уезжает мужчина (а раз у него такая бродячая работа, то он, наверное, геолог). И у него тоже своя жизнь. Есть девушка, которая в него влюблена, и у них у всех нич его не получается... Это и были "Короткие встречи".

Это была история о том, как художнице мешает быт, то, се... А потом оказывается, что без него жить нельзя: бытовые помехи стимулируют.

— А вы сами как относитесь к быту?

— Как можно любить то, что надо делать каждый день? Готовка, дети... Я обожаю детей, но быт любить нельзя...

— То есть свою жизнь вы рассматриваете только как материал для творчества?

— Ну да, конечно, а как ее еще рассматривать?

ШЛЯПА ОТ ХАМДАМОВА

Ее второй шедевр — "Долгие проводы" — тоже непросто пробивал себе дорогу. В самом конце монтажа начальство студии потребовало поправок — она отказалась. История тянулась два года, вся студия сидела без премии и тихо Муратову ненавидела. Ее понизили: сд елали инженером по НОТ (научной организации труда).

Герасимов помог показать "Долгие проводы" в Москве. Слава Муратовой росла, но оставалась подпольной. Фильмы были известны только профессионалам да случайным зрителям. Сама она работала то студийным библиотекарем, то хранителем в музее.

В начале семидесятых Муратова познакомилась с Рустамом Хамдамовым (тогда никому не известным, сегодня — почти культовым) и задумала вместе с ним экранизацию "Княжны Мэри".

— Хамдамов — личность таинственная. Говорят, он страшный сноб. Что вам дало общение с ним?

— Хамдамов научил меня работать с костюмом. Он обожествляет вещи, идеально чувствует их... Его рисунки к "Княжне Мэри" — как готовый фильм, альбом его эскизов до сих пор у меня хранится.
"Княжну Мэри" закрыли уже на стадии проб.
— Лермонтов?! Печорин?! А-а-а, мы знаем, чего вы хотите! Вы другое имеете в виду! — сказало нам начальство.
Мне от Хамдамова остался эскиз шляпы. Я ведь обожаю шляпы.

"Я НЕ КОШКА, ЧТОБЫ ЛЮБИТЬ ЛЮДЕЙ ВООБЩЕ"

Муратова вернулась к режиссуре только в 1978 году. Тогда она познакомилась с живописцем Евгением Голубенко. Вскоре он стал мужем и кормильцем безработного гения, постоянным художником фильмов Киры и соавтором сценариев. В "Трех историях" он играет эпиз одическую роль слепого.

— Ваши фильмы переполнены чудаками и уродами. Начинает казаться, что мир только из них и состоит.

— Мне чрезвычайно нравятся те, кто как-то не вписывается в мир, всякие оригиналы и добрые нонконформисты. Со злыми чудаками мне скучно. Но когда говорят, что я не люблю людей, мне это непонятно. Я не кошка и не Господь Бог, чтобы любить людей в ообще. Чтобы так их любить, надо быть либо сверху, либо снизу, а я — рядом.

...После 1986 года о Муратовой заговорили, ее ранние фильмы выпустили в широкий прокат и предложили снимать что угодно. Лучшая ее картина — "Астенический синдром" — вызвала грандиозный скандал. Алексей Герман тогда сказал, что надо поставить памятник л юбому, кто в 1990 году умудрится снять "полочное" кино. Муратова умудрилась.

"Синдром" лег на полку из-за мата в финале. Материлась по просьбе Муратовой Надежда Попова, ее второй режиссер, непревзойденная гадалка, сама из муратовских чудаков, блестящий профессионал и близкий друг. После "Синдрома" Попова уехала работать в Амери ку и погибла при невыясненных обстоятельствах два года спустя. Другого такого помощника Муратова уже не найдет, видимо, никогда.

— "Астенический синдром" — фильм без всякого социального заряда. Это явление не социальное, а возрастное. В какой-то момент человек начинает чувствовать, что его засасывает чрево мира, плоть, мерзости этого чрева... Монологи героя — куски из мо его дневника.

— Мне показалось, что вы очень боитесь возраста. Поэтому и не отмечали недавний юбилей.

— Юбилеи — это, по-современному говоря, настолько не мой стиль...

— В "Трех историях" есть эпизод с двумя глухими старухами — матерью и дочерью, которые друг друга не слышат и кричат. Это разве не ужас перед возрастом?

— Я придумала этот эпизод для дипломного сценария почти сорок лет назад, и только сейчас подвернулся случай вставить его в картину.

"МЕНЯ ИНТЕРЕСУЕТ СМЕРТЬ"

Расскажите о вашей последней работе. Почему такое нейтральное название — "Три истории"? И что их объединяет, на ваш взгляд?

— Тема смерти, убийства... Я всегда хотела снять триллер, вот как "Молчание ягнят" — очень хорошее, кстати, кино... Сценарий Ренаты Литвиновой назывался "Грустные истории" — по-моему, сентиментально. Но это действительно грустные истории об уби йствах.

Я не понимаю, когда мне говорят, что после этого фильма не хочется жить. Старайтесь смотреть на кино как на опиум, отраду, усладу, утеху... Самая мрачная вещь, если она хорошо сделана, оставляет впечатление радости. Это же творчество. Это не значит, чт о я не люблю жизнь и люблю смерть... Другое дело, что смерть меня интересует.

...В эпизоде новой картины впервые мелькнул тринадцатилетний внук Киры Георгиевны, Саша Муратов, которого она взяла с собой в Берлин.

ГЕНИЙ В ПОДРОБНОСТЯХ

Муратова по-прежнему прекрасно выглядит и возраста не чувствует, ощущая себя тридцатипятилетней. Носит шляпы, а на съемках — кепку с козырьком. Курит сигареты с ментолом. Иронически-враждебно относится к феминизму: "Но мы ведь живем при патриархате!"

Любимый режиссер — Чарли Чаплин, из современников хорошо относится к Аки Каурисмяки. Не любит Чехова — за унылость. Любит Достоевского, Маканина, Петрушевскую. С Петрушевской познакомилась и даже подружилась, но потом по какой-то причине разошлась.

Неплохо поет. Перед началом съемок "Трех историй", когда на них наконец нашлись деньги, шла по коридору Одесской студии и пела от радости.

Готовить не любит, но хорошо печет пироги и великолепно заваривает чай, хотя предпочитает кофе. Больше всего на свете любит снимать кино. Других хобби не имеет.

@темы: ...

URL
Комментарии
2016-02-06 в 19:37 

класные вопросы умноженные на суперские ответы

URL
   

три цвета. синий..

главная